Первые страницы были посвящены рассказу о том, какая же большая и хорошая эта сеть: что она простирается и по постсоветскому пространству, и по Финляндии, и даже частично заходит в Польшу; что она – одна из самых протяжённых в мире; что её грузооборот приближается к 2,5 млрд. т, а пассажирооборот – к 2 млрд. пасс. (хотя в действительности речь идёт не о грузообороте и пассажирообороте, а о перевозке грузов и пассажиров, но это типичная ошибка в терминологии); что на долю России приходится 20% грузооборота и 15% пассажирооборота мира (последняя цифра, по моим данным, возможно, ошибочна: доля РФ в мировом ж/д пассажирообороте вряд ли превышает 10%). Приводились также некоторые статистические данные, такие как число локомотивом и численность персонала. Ну, не считая мелких недоразумений, связанных с терминологией, Приложение получилось достаточно интересным и познавательным.
В издании отмечалось, что сеть имеет большой потенциал. Утверждённая Правительством РФ проекту «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.» названа «уникальной», поскольку «в истории отечественной железнодорожной отрасли ещё не проводилось столь масштабных и чётко спланированных преобразований». Посмотрим, то же предполагает эта «Стратегия». А предполагает она следующее:
– общий объём капиталовложений – 13,9 трлн. руб. (Примерно 42% от российского ВВП 2007 года. – Экономист), причём из бюджетов всех уровней – не более четверти всех средств, и свыше 2/5 – ресурсы РЖД;
– на первом – «инновационном» – этапе, до 2015 г., планируется полностью заменить изношенную технику и «ликвидировать недостатки инфраструктуры»;
– на втором (с 2016 по 2030) – «этапе динамичного развития сети» – планируется ввести в эксплуатацию свыше 20 000 км железных дорог (приводится сравнение, что за 70 лет Советской власти на территории РФ было введено 30 000 км дорог), на 10 000 км расширить полигон скоростного пассажирского движения, в т.ч. создать 1500 км высокоскоростных линий, провести дороги в несколько регионов, гл. образом азиатской части страны.
Износ парка грузовых вагонов, составляющий сегодня около 60% и выросший вдвое за последние 1,5 десятилетия, будет, согласно Программе, сокращаться. На приобретение подвижного состава до 2030 г. будет затрачено свыше 3 трлн. руб., и на железные дороги поступит 23 тыс. локомотивов, около 1 млн. грузовых и 30 тыс. пасс. вагонов. Производство техники утроится.
В области дальних пассажирских перевозок предполагается осуществить ряд нововведений. Поезда будут разделены на составы класса «премиум» (только вагоны «люкс», СВ и купе), «универсал» (купе и хорошие плацкартные вагоны) и «эконом» (плохие вагоны). Такая дифференциация необходима, поскольку «всё больше пассажиров готовы платить от 16 до 22 тысяч рублей за ночь поездки в двухместном купе». Поезда классов «люкс» и «универсал», возможно, получат бренды, схожими с новой эмблемой РЖД.
Что касается пригородных перевозок, то хотя они сейчас убыточны, ситуация может быть изменена. По мнению начальника Управления пригородных перевозок РЖД Сергея Калинина, проблема убыточности может быть решена за счёт борьбы с безбилетным проездом и необоснованными льготами. Руководители РЖД заявили, что уже в течение 2008 г. все электропоезда охватят проверки на предмет безбилетничества и будет продолжать активно внедряться система турникетов.
Более подробно с этими материалами можно ознакомиться по приведённой ссылке, но думаю, уже из этого небольшого изложения видно, что «Стратегия-2030» ставит грандиозные задачи.
Что думают по этому поводу здешние специалисты?
Сообщение отредактировал Экономист: 11 Октябрь 2008 - 18:58