Для ПРС используются частоты 2130 ( 2150 ) кГц - фактически это пограничная область между короткими и средними волнами. На этих частотах распространение радиоволн осуществляется за счёт дифракции - огибания радиоволной препятствий, сопостовимых по размеру с длиной волны. При ПРС также нужно учитывать канализацию волн вдоль направляющей линии - волновода.
А вот распространение волны при ПРС за счёт преломления в ионосфере я считаю нереальным - недостаточна мощность передатчиков и кроме того запитка волноводов у стационарных раций предполагает распространение радиоволн преймуществено вдоль волновода, т.е. вдоль ЖД путей.
Отражение КВ волн от ионосферы - явление не такое уж и случайное, но должны использоваться соответствующие антенны на передающем оборудовании, а также определённые частоты вещания: т.н. дневные и ночные волны в соответствии с волновым расписанием. Связь с помощью пространственных (ионосферных) КВ волн может быть вполне устойчивой, если она правильно организована - уж не хуже российского интернета
На МПС/РЖД всегда предусматривалась ионосферная магистральная КВ связь на случай выхода из строя основных кабельных линий, причём технические средства позволяют использовать КВ диапазон для работы информационной системы ЖД транспорта (чем не интернет). Сейчас, в связи с наличием спутниковой связи, резервирование кабельных линий ионосферной радиосвязью не особенно актуально, но в случае ЧС мирного и военного времени магистральная КВ радиосвязь очень даже может понадобиться.
Другое применение ионосферных КВ волн, непосредственно не относящееся к ЖД, но связанное с ЖД - транспортное строительство: изыскательские и строительные работы в малонаселённой местности, где имеются трудности с традиционной связью. Современные портативные спутниковые телефоны конечно же удобнее, но мало ли что...
Именно в пределах прямой видимости распространяются УКВ волны, но и тут решающую роль играет мощность передатчика. Впрочем, существуют системы тропосферной радиорелейной связи за счёт отражения УКВ от неоднородностей в тропосфере, например метеорных следов. Между прочим, приём УКВ сигнала при определённых погодных условиях за десятки километров (за пределами прямой видимости) - не такое уж и редкое явление: сам неоднократно с этим сталкивался.
Сообщение отредактировал АЛСНщик: 03 Февраль 2009 - 05:40