Здравствуйте, Енот!
Цитата
Каждый из нас(машинистов)не один раз попадал в ситуацию, кода помощник ЖИЗНЕННО необходим! Подойди к любому механику и спроси хотя бы что такое выцепка секции на линии.
Енот, в принципе, сейчас у общества есть широкие возможности для деятельности. У древних людей таких возможностей не было – они добывали пищу собирательством, ловили рыбу руками, грелись у костра, одевались в шкуры животных и т.д. Средневековые люди уже добывали еду в результате сельхоздеятельности, ловили рыбу удочками, одевались в изготовленную ремесленниками одежду и даже развлекались, посещая театр. Сегодня мы уже производим продовольствие в промышленных масштабах, выпускаем бесчисленное наименование товаров и услуг, имеем много развлечений. Но никто не может отнять у нас возможности вернуться в древность или в Средневековье – каждый может уйти куда-нибудь в лес и вести натуральное хозяйство. Но почти никто так не делает – нет у людей желания отказываться от благ цивилизации.
Почему такие блага стали возможны? Я не буду останавливаться на этом подробно – здесь совершенно другая тема. Скажу лишь, что наша сегодняшняя жизнь стала возможной прежде всего благодаря научно-техническому прогрессу, который людям с теми же физическими возможностями позволил трудиться в сотни раз более эффективно, чем тысячелетие и более назад. Замена человека трудом машин означала резкий рост производительности труда и рост благосостояния населения.
Этот прогресс хорошо виден и на ж/д транспорте: от первых слабых и неэффективных паровозов до сверхмощных электрических локомотивов прошли считаные столетия, а благодаря изобретениям и инновациям перед нами открылись огромные возможности.
Вы говорите, что помощник машиниста нужен. Может, он для кого-то и нужен также, как раньше паровозам нужен был кочегар. Потом его заменили стокеры, и необходимость в профессии отпала. Хотя, наверное, в то время находились консерваторы, призывавшие оставить всё как есть.
И с помощником то же самое. Не могу сказать точно, но, возможно, помощник машиниста – это русское изобретение. Во всяком случае мне не приходилось встречать в западной литературе упоминания этой должности, так что не исключено, что за рубежом её вообще нет. А потом ещё все говорят в один голос, что русские плохо живут. Ну вот потому так плохо и живут, что свои трудовые ресурсы расходуют неэффективно. Нет бы пойти этому человеку в ещё одни машинисты (или трактористы, или электрики, или строители, и будет дешевле билет на поезд, хлеб, электричество и жильё), так нет – приходится работать, по сути, вторым машинистом и выполнять работу, которую при нормальных условиях выполнять и не надо. Ну, я в этом не специалист, но вещь такая, к примеру: на всех станциях помощник выходит из кабины и смотрит назад - никто ли там в дверях не застрял? Но, спрашивается, зачем? Не проще ли поставить впереди мини-камеру заднего вида и вынести монитор к машинисту?
Почему я предположил, что в будущем помощники исчезнут? Во-первых, в силу НТП, делающим лишней такую профессию. Во-вторых, в России сейчас складывается очень нехорошая ситуация на рынке труда, когда страна испытывает нарастающий дефицит рабочей силы и связанный с этим относительный рост стоимости рабочего времени, что приведёт к ускорению замены старой системы новыми технологиями.
Сегодняшняя техника на российских дорогах, наверное, не может обойтись без помощника. Но нужно ускоренными темпами создавать новую технику, которая позволит вести поезда в одно лицо без ущерба безопасности и увеличения нагрузки на машиниста. Точно так же в своё время устранили должности штурмана и бортинженера на воздушных судах, оставив в кабине только первого и второго пилотов, причём благодаря инновациям безопасность полётов значительно выросла.
Я думаю, что в конечном счёте прогресс в технологиях позволит перевести поезда на автоматизированное управление. При этом машинист будет присутствовать в кабине, но ничего не делать, а только наблюдать за работой приборов и вмешиваться только в случае необходимости. Насколько я знаю, такие технологии уже давно созданы и используются на Западе.
А в дальнейшем, скорее всего, и должность машиниста исчезнет – всем движением на линии будут управлять компьютеры из единого центра, где будет сидеть только оператор.
Приношу извинения за большой текст – просто если писать коротко, то вряд ли будет понятен смысл во всей его глубине
С уважением, Эк.