Попробую и я высказаться.
QWERT, я действительно знаю по истории эксплуатации ЭР1 и ЭР2 (а заодно по ЭР22, ЭР2Р, ЭР2Т, ВЛ8, ВЛ22) много чего такого, что тебе явно неизвестно, и похоже, даром не нужно. Поверь, когда лет 12 работаешь с документами, много чего по истории можно нарыть.
Вон, сейчас долблю историю ВЛ22- угадай, если мы из Чусовской прихватили 230 паспортов, вдобавок с вырванными агрегатами- много чего в них выкопали?
Ты же хороший технарь, и никто и не думает сомневаться, что это не так. Просто как-то с самого начала я решил заняться историей эксплуатации, ибо мне это интереснее.
По части отличий по схеме- тебе, конечно, виднее.
Чисто внешне- думаю, отличу.
1.Отличие ЭР1 от ЭР2:
ЭР2 древних номеров не шибко-то отличаются от последних ЭР1. Угадать внешне можно лишь по отсутствию характерных болтов на ребре жёсткости над наружними дверьми. И ещё одна штука- следы переделки на низкие платформы видны до сих пор. Частный пример- 10.2006г., ЭР1-238 приписки Пермь, следы приварки просто прут. И это несмотря на то, что эту машину помню ещё в ТЧ-4 МСК минимум с 1984г., и она тогда уже была с такими выходами. Да и не только 238-я, таких примеров куча, хотя бы 170-я в Ярике, там тоже всё было видно, вдобавок пёрло "МСК" на торцах.
Древние ЭР1 можно отличить, к примеру по отсутствию надооконного пояса.
2.Отличить дренюю ЭР2 от поздней ЭР2 сложнее- ибо после кучи ремонтов многое изменилось. Но на последних ЭР2 уже не было ни птички, ни подоконных ребр. А рёбра жёсткости на репе пропали на 500-х номерах. Телеги тоже стали другие ставить.