Отправлено 01 Октябрь 2008 - 15:53
Метро-2015
01.10.2008 19:22 | РБК daily
Новые станции в Москве обещают строить с бешеной скоростью
В Московском метрополитене к 2015 году появятся 43 новые станции и семь депо. Это предусматривает программа транспортного развития столичного региона, сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин во вторник на прошедшем в Мытищах совместном заседании коллегии Минтранса и правительств Москвы и Подмосковья, посвященном вопросу развития московского транспортного узла. Однако даже при нынешних темпах строительства метро сдержать это обещание просто нереально. Для этого надо открывать по шесть новых станций в год. Так быстро московскую подземку не строили даже в советские времена.
«Развитие транспортной инфраструктуры существенно отстает от высоких темпов жилищного строительства, что приводит к тому, что некоторые районы новой застройки оказываются практически отрезанными от системы скоростного пассажирского транспорта, не имеют удобных выездов на магистральную дорожную сеть», – признал в докладе, зачитанном на заседании в Подмосковье, глава Минтранса, уточнив, что сейчас отставание в сооружении линий от имеющихся потребностей составляет примерно 100 км. По его словам, общая протяженность линий с нынешних 292 км к 2015 году возрастет до 371 км. Но порой даже самые продуманные программы часто не имеют ничего общего с фактическим положением дел. А реальность такова, что даже с обеспечением стабильной работы станций есть некоторые проблемы. Так, в среду из-за упавшей на рельсы среди бела дня на станции «Тверская» поломоечной машины «зеленую» ветку частично парализовало.
В текущем году новых станций открывать не планируется. Правда, в декабре – со значительным опозданием – откроется после ремонта «Электрозаводская». Ее закрыли в мае 2007-го, и изначально она должна была вновь распахнуть свои двери через 12 месяцев. Но не сложилось – метрополитен пеняет на задержки с поставкой эскалаторного оборудования, которое в России производит только один завод – санкт-петербургский ЛАТРЭС. На 2009 год руководством метро озвучивались планы по открытию станций «Мякинино», «Марьина роща» и «Достоевская». В дальней перспективе – «Волоколамская» и «Митино». Кстати, их открытие, скорее всего, приведет к тому, что Арбатско-Покровский радиус столкнется с теми же проблемами, с которыми уже знакомы Таганско-Краснопресненская и, частично, Замоскворецкая линии. Жители северо-запада и запада столицы почувствуют на себе, что такое «эффект "Выхина"» – перегрузка линии с самой первой станции, а также практически ежедневные очереди на вход в подземку и непосредственно в вагоны. О датах открытий других станций пока даже и говорить нечего – они «вилами на воде писаны». Начало проектирования двух с половиной десятков новых станций намечено на 2009 год.
«Теоретически можно все. Другой вопрос – как. Если просто развивать существующую схему метро, то это – латание дырок и катастрофа», – сообщил РБК daily президент межрегионального общественного фонда «Институт города», председатель комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. Стоит заметить, что спешка при постройке столичных станций уже однажды привела к трагедии. В 1982 году на только что открывшейся «Авиамоторной» обрушился наскоро собранный эскалатор, и погибли восемь человек.
Общая стоимость программы транспортного развития Московского региона, в которую, к счастью, входит не только строительство метро, но и превращение пригородного железнодорожного сообщения в пригородно-городское, а также развитие и реконструкция дорожной сети, составляет 4,9 трлн рублей, а ожидаемый эффект от ее реализации – 7,2 трлн рублей. Между тем московское правительство считает заявленные в ее рамках объемы финансирования конкретно метростроя недостаточными. Но в любом случае средства, которые выделят, надо еще правильно освоить, а до момента, когда можно будет подсчитывать мифические барыши – дожить. Чиновники, конечно, доживут. Они ежедневно не рискуют быть раздавленными в вагонной толчее.
По прогнозам экспертов, полного транспортного коллапса в столице можно ожидать уже через полтора-два года. Впрочем, местами процесс уже пошел. И заведомо невыполнимыми обещаниями его не остановить. Логично было бы делать акцент не на фантастических темпах строительства метрополитена, а на более дешевых городских электричках и скоростном трамвае. Кроме того, было бы неплохо, если бы в лексикон федеральных и московских чиновников прочно вошло выражение «разуплотнение городской инфраструктуры». И не просто вошло, а нашло бы отражение в их делах. Эффект для города был бы гораздо более позитивным, чем от пробивания с бешеной скоростью тоннелей и возведения в пожарном порядке новых станций.
НИКОЛАЙ ИВАШОВ
РБК daily