http://transphoto.ru
общую статистику по подвижному составу трамвая в России, используемого в маршрутном движении. Может, кому будет интересно. В конце концов, исторически - это первый транспорт, который назвали электричкой (до этого все тряслись на конке).
Итак, на сегодня в России трамвайное движение представлено в 63 городах. Скорее всего, в этом году это число уменьшится на единицу, ибо есть города, где трамвай деградирует (за последнее десятилетие около десятка немаленьких российских городов трамвай лишились). Имеющиеся в ряде городов планы по заведению скоростного трамвая еще не начали воплощаться в металле.
В пассажирском движении на трамвайных маршрутах используется около 9000 вагонов. Реально - несколько меньше: что-то в ремонте или на модернизации, на консервации, поступили с завода или ждут списания.
Больше всего вагонов - свыше 4500 - выпущено Усть-Катавским вагоностроительныи заводом имени Кирова. Вагоны эти известны в народе как "Кировские трамваи моторные", они же КТМ. (Я говорю "в народе", потому что российские производители трамваев давно отошли от практики использовать буквенные аббревиатуры в обозначениях своих моделей.)
Примерно 60% от этого числа (около 2700) составляют 71-605(А) (некогда КТМ-5). Самая массовая модель мира имеется в большинстве трамвайных городов (не в Москве). В основном это вагоны, выпущенные в 1980-х - начале 1990-х. Кое-где можно встретить вагоны конца 1970-х. Большинство вагонов давно в убитом состоянии и просятся в мартен, хотя в ряде городов за ними обеспечен качественный уход.
Следующее по хронологии семейство УКВЗ - 71-608К(М). В России (в том числе в Москве) около 1000 вагонов этой модели и ее модификаций, выпущенных в 1990-х - 2000-х. В это число также входит десяток "учебных" вагонов 71-617 (водятся в Москве), десяток вагонов колеи 1000 мм 71-615 (в Пятигорске) и пара некогда двусторонних вагонов 71-611 (в Волжском). Как и их предшественники, вагоны верно убиваются без должного ухода.
С 1999 года и по сей день завод выпускает вагоны модели 71-619 (КТМ-19). На сегодня в России более 750 вагонов, из которых более 550 с коллекторными двигателями (71-619К*) и 200 - с асинхронными (71-619А).
В 2009 года появились вагоны 71-623 с асинхронными двигателями и низким полом в середине. На данный момент выпущено 17 вагонов, из них сразу 10 поступили в Смоленск. По одному вагону водится в Уфе, Нижнем Новгороде, Перми, Краснодаре, Нижнекамске, Коломне и Хабаровске. (В уфимском вагоне ездил - понравилось и мне, и экипажу, и пассажирам.)
Еще в Москве (в Строгине) водится трехсекционный низкопольный вагон 71-630, выпущенный в 2008 году. В серию вагон пока не пошел... (Возможно, будет использоваться на линиях скоростного трамвая в Москве.)
Второй по массовости производитель трамвайных вагонов для России был в Чехословакии - ЧКД-Прага. На сегодня насчитывается около 3000 вагонов марки Татра, несколько которых прошли более или менее глубокую модернизацию.
Около 2300 вагонов - модели Т3. Примерно 500 из них - двухдверные (1970-х годов выпуска), остальные - с тремя дверями (1980-х годов). В Уфе, Владикавказе и Туле есть около 60 вагонов б/у, поступивших из городов бывшей ГДР.
Вагоны серии Т3 оказались наиболее пригодны к модернизации - на сегодня ее прошли почти 300 вагонов, при этом их внешний вид часто был изменен до неузнаваемости. В Москве КВРенные на ТРЗ вагоны получили обозначение серий МТТх (последняя буква меняется в зависимости от проекта).
Есть в столице и парочка уникальных (для нее) экземпляров (в Бауманском депо). Первый - KT3R ("Кобра"): вагон собран из двух пражских кузовов и низкопольной вставки между ними. Второй - VarioLF - переделан в низкопольный из старого московского вагона.
Примерно 80 вагонов 1970-1980-х годов выпуска - вагоны серии Т4, отличающиеся от Т3 узким кузовом. Встречаются во Владикавказе, Калининграде и Пятигорске, все - б/у из ГДР.
Около 550 вагонов 1985-1995 годов выпуска - модели T6B5. Встречаются в 14 городах России. Ижевск и Уфа в 2003 и 2007 годах получили несколько вагонов, дособранных из имевшихся кузовов на заводе Inekon.
Есть еще в Калининграде и Пятигорске около 80 сочлененных вагонов КТ4 - полученных как с завода (выпущены в 1988-1994 годах), так и из городов бывшей ГДР (1980-е годы выпуска).
Вообще, по сравнению с одногодками УКВЗ, татровские вагоны сохранились намного лучше.
Третий массовый производитель трамвайных вагонов для России - Петербургский трамвайно-механический завод. На сегодня насчитывается около 1000 "ленинградских моторных" и "ленинградских вагонов сочлененных" (в народе ЛМ и ЛВС). Большинство вагонов традиционно поступает в Ленинград.
В городе на Неве пока что имеется около 100 вагонов серии 71-881 (ЛМ-68М), выпущенных в 1980-х. В Черемушках (поселок при Саяно-Шушенской ГЭС) водится шесть вагонов 71-88Г, представляющих собой модификацию ЛМ-68М с двумя кабинами и дверями по обоим бортам.
В нескольких городах работают около 50 вагонов серии 71-132 (ЛМ-93), выпущенных в 1993-1999 годах и не сильно отличающихся от ЛМ-68М.
Из ЛМов наиболее часто (около 300 штук) сейчас встречается серия 71-134 (ЛМ-99). Вагоны этой серии выпускались в 1999-2008 годах в разных вариантах: с коллекторными и асинхранными двигателями, с высоким и частично низким полом, с пневматикой и без... С 2006 года вагоны стали выпускать с измененным кузовом (за характерную раскраску первой партии таких вагонов они получили прозвище "пчелка").
С 2008 года ПТМЗ выпускает модель 71-153 (ЛМ-2008) с асинхронными двигателями, низким полом и без пневматики. На сегодня имеется около 50 вагонов, большинство - в Ленинграде и Москве. По одному вагону имеется в Туле, Красноярске и Нижнем Новгороде.
ПТМЗ - наиболее массовый производитель "гармошек" для России. Больше всего (около 400, все в Ленинграде) - серии 71-86 (ЛВС-86) выпуска 1987-1997 годов.
Около 40 вагонов - серии 71-147 (ЛВС-97) выпуска 1997-2003 годов. В Коломне есть пара вагонов, остальные работают в Питере. Есть несколько вагонов с асинхронными двигателями.
С 2006 года завод выпускает вагоны серии 71-152 (ЛВС-2005) с низким полом и асинхронными двигателями. Один вагон получил Барнаул, остальные 25 работают в Питере.
В 2008 и 2009 годах в Волгоград для линии СТ завод построил два вагона серии 71-154 (ЛВС-2009). Ожидается продолжение поставок.
Надо сказать, что вагоны ПТМЗ убиваются со временем не менее успешно, чем КТМы. В таких вагонах также гремит все, что может греметь, причем гремучих деталей в ленинградских вагонах будет побольше...
А теперь немного о грустном... В России осталось меньше сотни вагонов РВЗ-6М2 (из нескольких тысяч, выпущенных Рижским заводом). Годы выпуска - с 1975 по 1987.
Водятся они в Салавате, Осинниках, Владивостоке, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Пара линейных вагонов, оставшихся в Казани, давно на маршруты не выходили.
С недавних пор трамваи для российских городов стали делать два новых производителя. Первый - Уралтрансмаш в Екатеринбурге - выпускает вагоны (на основе Татры T6B5) с 1999 года. На сегодня в работе 125 вагонов.
71-402 ("СПЕКТР") - около 50 вагонов, в основном в Екатеринбурге, Казани и Нижнем Тагиле.
Последующие серии вагонов УТМ - с асинхронными двигателями.
71-403 - выпущено 14 вагонов, почти все в Екатеринбурге.
71-405 - почти 60 вагонов, водятся в Москве (3 вагона), Самаре и Екатеринбурге. Выпуск продолжается.
71-407 - в 2010 году выпущен опытный вагон с частично низким полом, проходит испытания в Перми.
Второй - минский Белкоммунмаш - в 2008 году поставил в Пермь 12 вагонов серии БКМ 60102. Также в Перми сейчас проходит испытания асинхронник БКМ 62103 с частично низким полом.
Вот, пожалуй, и вся (очень приблизительная) общая статистика по ПС российского трамвая на данный момент. Точных данных все равно не будет - здесь изменения происходят достаточно быстро: сегодня вагон возит народ, а завтра уже возит рельсы или вообще разрезан. А послезавтра вполне можно ожидать закрытия движения на каком-либо маршруте...
Ну а для того, чтобы узнать, что из себя представляет вагон той или иной серии - открытых источников в Сети предостаточно.
Сообщение отредактировал Марат: 02 Январь 2011 - 13:41