Господа, а расскажите о кондиционерах в поездах!
Хотела задать вопрос в отдельной теме, но пока не могу. Знаю о том, что на заводе им. Войтовича в цеху спецвагонов ставили на VIP вагон обычный бытовой кондиционер, который питался от инвертора (информация из рук человека, его ремонтировавшего).
Неужели нет стандартных агрегатов для установки в поезда и приходится вот так изворотливо мучиться?
Для обычных пассажирских вагонов, из которых формируются поезда дальнего следования, серийные установки кондиционирования воздуха в СССР появились в семидесятые годы прошлого века.
Что касается вагонов электропоездов, тут ситуация к сожалению, грустная... Для вагонов электропоездов, продолжительность поездки в которых, по техническому заданию не превышает 4 часов и расстояния 150км, а усредненная поездка пассажира длится около 40 минут на расстоянии 25км кондиционеры изначально не предусматривались. Правда, все электропоезда, выпущенные после 1959г. имели довольно эффективную систему принудительной вентиляции вагона, которая обеспечивает 30-40 кратный воздухообмен в вагоне в течении часа.
В середине 60-х годов на опытном составе ЭР11-1 и электропоездах серии ЭР22 появились кондиционеры в кабинах машиниста т.к. обеспечить необходимый по мнению медиков микроклимат в кабине, для работы в течении 12-ти часовой смены при температуре на улице выше +25 было невозможно. Т.к. в то время специализированные кондиционеры для транспорта отсутствовали, на чердаке служебного тамбура кабины были установлены бытовые оконные кондиционеры "Азербайджан-2" (он же позднее назывался БК-2000), которые довольно успешно перекачивали тепло из кабины на чердак, и через дефлекторы в крыше - на улицу. Эти кондиционеры на большинстве машин проработали до первого заводского ремонта, после чего были демонтированы из-за отсутствия ремонтной базы для обслуживания, и разграбления в нерабочих кабинах. Тем не менее, неприспособленные к работе в условиях транспорта бытовые кондиционеры, отработали от трех до пяти лет принося облегчение бригадам в жару.
Вторая попытка внедрения кондиционеров на отечественных электропоездах была сделана в середине 80-х годов, когда кондиционерами в кабинах был оборудован опытный состав ЭР29-1 и несколько серийных составов ЭР2Т. Эти кондиционеры были специально разработаны для установки на электропоезд, и успешно проработали несколько лет. Есть непроверенная информация, что на одном из составов ЭР2Т в депо Апрелевка Мск.ж.д., кондиционеры поддерживаются в рабочем состоянии до настоящего времени.
Уже при установке кондиционеров в кабинах выяснилось, что мощность вращающегося преобразователя цепей управления недостаточна для обеспечения нормальной работы оборудования на вагонах с кондиционерами. Поэтому в серию электропоезда с кондиционерами в кабинах в 80-е и 90-е годы не пошли.
Третья попытка установки кондиционеров на электропоезда, связана с появлением составов "повышенной комфортности". Для их питания на вагоны устанавливались отдельные статические преобразователи. Первым вагоном, оснащенным специализированной климатической установкой стал ЭД4МК-002411. Установка оказалась не самой удачной по конструкции и за все время эксплуатации вагона - почти не использовалась.
Вагоны электропоездов "Спутник" - ЭМ4 были оборудованы обычными бытовыми сплит системами, с вынесенными цепями управления, и размещением блоков теплообменников на крышах вагонов. Данная конструкция в силу многих причин имела довольно низкую надежность и до настоящего времени является головной болью для депо эксплуатирующих серию ЭМ4.
Фактически до сегодняшнего дня отработанной системы кондиционирования для салонов вагонов электропоездов не существует.
Что касается кабин машиниста, то на последних машинах серии ЭТ2М там появились кондиционеры. Но т.к. я с этой серией МВПС знаком только, как пассажир - сказать что-либо о них не могу. Пусть меня в этой части дополнят сотрудники Окт.ж.д. знакомые с ними не по наслышке.